Автор: Сапрыкина Екатерина

ВВЕДЕНИЕ

Танец зародился вместе с первыми людьми и неотступно следовал за человечеством, помогая преодолевать страхи, выражать свои мысли и делиться этими мыслями с окружающими.

Первые танцы носили, прежде всего, ритуальный, и, говоря современным языком, терапевтический характер. А так как в зависимости от условий обитания того или иного народа изменялся характер опасностей, стиль жизни, то и танцы разных групп значительно отличались друг от друга.

С развитием национальных особенностей того или иного народа, с формированием характера и темперамента формировались и народные танцы. Именно благодаря различиям между представителями различных этнических групп, особенностям той или иной нации мы можем наслаждаться такими разными народными танцами.

Народный танец — это история народа, его самобытность, олицетворение его души.
Танцы народов мира — это своеобразное путешествие не только по планете, но и во времени. Но в то же время — это бесконечный источник вдохновения для хореографов и балетмейстеров, и для самих танцоров. Ведь в каждом национальном танце мы можем найти элементы, которые позволяют обогатить танцевальную композицию.

Народные танцы легли в основу бальных танцев, в основу современных танцев и даже в основу некоторых боевых искусств.
Национальный танец каждой страны по-своему прекрасен, но некоторые народные танцы заняли особенное место. Это относится к латиноамериканским танцам зажигательные ритмы которых присутствуют практически во всех современных клубных танцах или ирландские танцы, которые собирают огромные залы, а знаменитый Майкл Флэтли является одним из самых высокооплачиваемых танцоров мира. Так в чём же феноменальная популярность шоу Lord Of The Dance, Rhythm of the Dance, Riverdance? Ответить на этот вопрос можно вернувшись на несколько веков назад и оказавшись в древней Ирландии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История ирландских танцев

Первые упоминания об ирландских танцах относятся к XI веку. Речь идёт о традиционных танцевальных гуляниях, которые называются feis (феш). Но лишь в XVI веке появляется подробное описание ирландского танца.

Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. На ирландские танцы серьёзное влияние оказали французские и шотландские танцы. И быть может танцевальная культура Ирландии повторила печальную судьбу многих национальных танцев и со временем они стали бы лишь призраком ушедшего времени. Но английская метрополия помогла сохранить самобытный ирландский танец.

Колонизаторы столь упорно боролись с проявлением всего «народного» и в середине XVII века Англий был введён «Карательные законы», которые запрещали обучать ирландцев чему бы то ни было, в том числе – танцам. К тому же католическая церковь признала ирландские танцы демоническими и наложила на них строжайший запрет. По сути ирландские танцы одни из немногих, на которые был наложен официальный запрет. В своё время осуждали вальс, кубинскую мамбу, аргентинское танго, но официально эти танцы не были запрещены. Хотя запреты добавили им популярности. Что же говорить об ирландских танцах, которые сразу же обрели особую притягательность. Более ста пятидесяти лет!!! ирландские танцы были вожделенным запретным плодом, им обучались тайно, а знания передавали бродячие мастера. Согласитесь, что вполне логично, что в такой атмосфере популярность танцев росла с каждым днём. Ведь часто то, что запрещают становится особенно привлекательным.

В конце XVIII века начали появляться первые школы танца. Мастера, преподававшие ирландские танцы привносили в танец собственные элементы (прыжки, подскоки, повороты) и каждая школа обладала собственным стилем.
В конце XIX века начался процесс, получивший название Гэльское возрождение. Суть его сводилась к возрождению традиционной ирландской культуры и танцы были одним из важнейших направлений этого процесса. Для возрождения ирландской танцевальной культуры Гэльской лигой в начале XX века была создана Комиссия по ирландским танцам, которая занималась формализацией и описанием ирландских танцев. В результате танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни, например, сетовые танцы были проигнорированы. За основу же Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная школа.

Виды и разновидности ирландских танцев
Как говорилось выше комиссия по ирландским танцам строго следит за тем, чтобы танец был как можно ближе к своим историческим корням. Соответственно все виды ирландских танцев исполняются под традиционные ирландские танцевальные мелодии. Это - рилы, джиги и хорнпайпы.

Ирландские сольные танцы (Irish Stepdance)
Отличительной чертой ирландских сольных танцев являются быстрые и чёткие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Неподвижные руки обусловлены, по одной из версий, гонениями церкви, утверждавшей, что движение рук танцоров — это часть сатанинского обряда. Есть более прозаическая версия, по которой у танцоров раньше было слишком мало места для выступлений (импровизированная сцена создавалась из обычной двери). Ирландские сольные танцы развивались ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и жёстко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам. Именно на этой технике основывается зрелищность шоу Riverdance.

Ирландские кейли (céilí)
Это как парные, так и групповые танцы, основанные на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями.

• Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
• Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
• Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
• Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» — телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются.

Сет-танцы (Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.

Шан-нос (sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, сохранившийся в регионе Коннемара.

Постановочные фигурные танцы (Choreographed Figure Dances)
Эти танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли. Но это, прежде всего, зрелищный вид танцев. Здесь участвует много танцоров. Так как это прежде всего, шоу, то при постановке номеров допускают различные отступления от стандартов для повышения зрелищности. Большинство известных ирландских танцевальных шоу — это постановочные фигурные танцы.

Каждая разновидность танца исполняется под традиционную мелодию, которая имеет свой размер. Основные виды — это джига, рил, хронпайп.

Джига — это старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт (дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8.

Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви. Именно слип джига взята за основу шоу Riverdance.

Сингл джига в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жёсткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жёсткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.

The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жёсткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Рил возник во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви (изи-рил) и в жёсткой (трэбл-рил). Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках с каблуком, но без набоек на носке. Часто является частью шоу, но редко исполняется на традиционных соревнаваниях.
Хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4 в жёсткой обуви.

Одежда и обувь для ирландских танцев
Обувь для ирландского танца делится на два вида:
мягкая (англ. soft shoes)
жёсткая (англ. hard shoes).

Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется чёрная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений.

Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из-за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.
Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто — разноцветное, украшается кельтскими узорами. Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Ирландские танцы: восхождение
Ирландские танцы так бы и остались популярными лишь в национальном масштабе. Но1994 год изменил всё. Именно в апреле этого года на музыкальном шоу Евровидение, которое проходило в Ирландии мир увидел танцевальное шоу Riverdance, в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Шоу настолько потрясло зрителей, что в скором времени появилось ещё несколько проектов. Среди них особенно выделятся шоу:

Lord of the Dance
Lord of the Dance («Повелитель Танца», также «Властелин Танца», «Король Танца») — ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли в 1996 году. Автором саундтрека является Ронан Хардиман.
Сюжетное шоу, базирующееся на кельтской фолк-музыке и ирландских народных танцах, завоевало широкую популярность. Труппа неоднократно совершала туры по Европе и США.

Feet of Flames
Feet of Flames («Языки пламени») — ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли. Автором музыки является Ронан Хардиман. Шоу Feet Of Flames является переработанной, более современной версией Lord of the Dance. Хотя сюжет шоу остался тем же, хореография танцев изменилась, музыкальные композиции были переаранжированы, изменились костюмы и состав участников.

Celtic Tiger
Celtic Tiger (англ."Кельтский тигр") — шоу ирландского танца, поставленное Майклом Флэтли, который также исполняет одну из главных ролей. Celtic Tiger совмещает в себе ирландские танцы с балетом, фламенко, хип-хопом и сальсой. Музыка к шоу написана Ронаном Хардиманом.

Dancing on Dangerous Ground
Dancing on Dangerous Ground — шоу ирландского танца, созданное Джин Батлер и Колином Данном. Оно было презентовано в Лондоне в Theatre Royal Drury Lane (англ.) в 1999. Американская премьера шоу состоялась в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в 2000.

Riverdance
Танцевальное шоу Riverdance впервые было представлено на конкурсе Евровидение 1994. В этом выступлении участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли и кельтский хор Anúna; музыка была написана композитором Биллом Уиланом. Флэтли сам был хореографом своей партии, Джин Батлер поставила танцы и для себя, и для всей остальной труппы. Riverdance the Show. Riverdance был спродюсирован и срежиссирован семейной парой, Джоном МакКолганом и Мойей Доэрти. Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате и на меньших концертных площадках.

Звёзды ирландского танца
Джин Ба́тлер — профессиональная ирландская танцовщица. Родилась 14 марта в Минеоле, штат Нью-Йорк. Окончила Бирмингемский университет, получив диплом с отличием по специальности Театр и Драма. Получила Irish Post Award за «выдающиеся достижения в ирландских танцах» в апреле 1999. Мать начала учить Джин ирландским танцам, когда ей было 4 года. Был приглашён известный преподаватель Donny Golden. Джин также училась классическому балету и американскому степу, но основной упор делался на ирландский степ. Благодаря своему таланту, Джин выигрывала региональные и национальные турниры, занимала хорошие места на мировых соревнованиях. Джин выступала вместе с группами Green Fields of America и Cherish the Ladies; когда ей было 17, она дебютировала с Карнеги-холле на концерте The Chieftains. В 1994 по приглашению продюсера Мойи Дохерти, Джин приняла участие в семиминутном перерыве на конкурсе Евровидение в номере, названном Riverdance.

Майкл Флэтли
Майкл Райан Флэтли (англ. Michael Ryan Flatley) — американо-ирландский танцор, хореограф, музыкант и продюсер, известный постановкой танцевальных шоу Lord of the Dance и Feet of Flames. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый танцор чечетки в мире (в 1989 году 28 ударов в секунду, в 1998 году 35 ударов в секунду). Майкл родился 16 июля 1958 года в Детройте и вырос в Чикаго, США. Танцевать начал с одиннадцати лет, в семнадцать лет выиграл Ирландский национальный конкурс танца. Параллельно некоторое время успешно занимался боксом. В 1975 выиграл чикагский чемпионат «Золотые Перчатки». Занимался также игрой на ирландской поперечной флейте. Записал сольный альбом. С 1980 года был участником ирландской фолк-группы, где играл на флейте. В 1978-79х как танцор гастролировал с группой Green Fields of America. В 1994 году Флэтли стал одним из главных исполнителей и хореографов танцевального шоу Riverdance. В качестве независимого хореографа Флэтли основал компанию «Unicorn Entertainments Ltd» и в 1996 поставил собственное шоу Lord of the Dance.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, ирландские танцы – живой пример того, что народный танец может быть сверх популярным как у самого народа, так и за пределами одной страны. Причём не обязательно радикально менять стилистику в угоду современным тенденциям. Ирландский танец, исполняемый под традиционную музыку не меняется в течении столетий и вместе с тем живёт водном ритме со своим народом. Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покоряет сердца не только зрителей, но и профессиональных танцоров. И доказательством тому служат крупные соревнования и чемпионаты, которые породят по всему миру и самым младшим их участникам меньше 8 лет.

Традиционные ирландские танцы — это постоянный источник вдохновения для танцоров, хореографов, балетмейстеров, педагогов. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает и удерживает внимание зрителя на протяжении двух часов.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий